Внеурочная деятельность 2015-2016 г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Анавгайская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

На заседании МО «Содружество»

Протокол №    от____2015 г.

Председатель МО

________    Л.Н. Билоус

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_________ Т.К. Жаксиманова

«Утверждено»

Приказ №      от_____2015г.

Директор ________В.П.Адуканова

 

 

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности для учащихся

начальных классов на 2015-2016 учебный год.

Составители: Е.Б. Горохова, учитель начальных классов
Н.Н. Шахматова, учитель начальных классов
О.П. Адуканова, учитель начальных классов
Л.Н. Билоус, учитель начальных классов

 

  1. Пояснительная записка

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, соревнований, и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя,  глубже изучается материал. На  занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.

В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

Согласно ФГОС НОО на организацию занятий по направлениям внеучебной деятельности отводится 10 часов. Внеурочная деятельность позволяет осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитания школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Если предметные результаты достигаются в процессе усвоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее из своих интересов, мотивов.

Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты,  творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать, осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Требования к организации внеурочной деятельности:

  • отводится 10 часов в неделю;
  • часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся;
  • все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты;

Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать:

  • овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной);
  • адаптации к окружающей природной и социальной среде;
  • поддержанию и укреплению своего здоровья и физической культуры;
  • формированию правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств.

Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения ООП НОО.

Оптимизационная модель внеурочной деятельности МБОУ АСОШ предполагает, что в ее реализации принимает участие все педагогические работники. В каждойиз групп координирующую роль выполняет воспитатель иклассный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

  • взаимодействует с педагогическими работниками, а так же с учебно-вспомогательным персоналом школы;
  • организует в группе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
  • организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности;
  • организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели:

  • Минимизация финансовых расходов на внеурочную деятельность
  • Создание единого образовательного и методического пространства в школе.

Цель, задачи организации внеурочной деятельности.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Задачи внеурочной деятельности:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности;

При организации внеурочной деятельности используются собственные ресурсы (учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования, учитель физической культуры, библиотекарь).

  1. Основные направления и ценностные основы внеурочной деятельности.

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.

  1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.

Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.

  1. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.

  1. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

  1. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.

  1. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

  1. Структура модели организации внеурочной деятельности.

Основными видами внеурочной деятельности нашей школы являются:

познавательная, социальная, оздоровительно–спортивная, творческая, трудовая.

Модель организации внеурочной деятельности состоит из пяти направлений:

  1. Духовно – нравственное;
  2. Социальное;
  3. Общеинтеллектуальное;
  4. Общекультурное;
  5. Спортивно – оздоровительное.

Работа по привлечению  младших школьников во внеурочную деятельность осуществляется через посещение кружков дополнительного образования.

 

Детские объединения:

«Муннукан»

МБУК «Сельская библиотека»
МБУК ЭКЦ «Мэнэдек»

Дополнительное образование

Режим работы строится по традиционной схеме:первая половина дня отдана на урочную работу, с перерывом на обед;во второй половине дня учащиеся сначала отдыхают (прогулка на свежем воздухе), а затем с ними работают воспитатель, классные руководители.

Воспитатель (классный руководитель) регулируют посещения учащимися внеурочных и других мероприятий.

Для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС в школе созданы необходимые условия:

  • кабинеты начальных классов оснащены компьютерами, проекторами, интерактивными досками, ноутбуками;
  • спортивный зал оснащен спортивным инвентарем;
  • кабинет музыки укомплектован музыкальным оборудованием:
  • имеется игровая площадка.
  1. Формы внеурочной деятельности.
Классы

Направления

I II III IV Всего часов
Спортивно-оздоровительное 3ч 50 3ч 50 4ч 10 3ч 40 15ч 30
Духовно-нравственное 2ч 30 2ч 30
Общеинтеллектуальное 1ч 20 1ч 20 1ч 50 1ч 50 6ч 20
Социальное 1 ч 1 ч 1ч 10 4ч 10
Общекультурное 1ч 20 1ч 20 1ч 20
Итого 10 ч 10 ч
10 ч
   10 ч
40ч

 

Направление Программы Формы работы Решаемые задачи
Спортивно-оздоровительное Динамическая пауза Занятия в спортивном зале, на свежем воздухе, соревнования, игры Формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья, сохранение национальных традиций
Духовно - нравственное Планы воспитательной работы Беседы о родном крае, знакомство с историей Камчатки, чтение произведений поэтов Камчатки, экскурсии, походы, чтение сказоки т.д. Привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности, чувство патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества, воспитание культуры речи, формирование навыков дикции, мимики и пластики, развитие познавательной сферы (мышление, речь, память, воображение), формирование умения детей взаимодействовать друг с другом

 

Общекультурное «Муннук,ан» Беседы о животном и растительном мире, поиск информации, оформление альбомов о животных, растениях, конкурсы рисунков.

Беседы о видах декоративно-прикладного искусства народов Севера, творческая деятельность (бисероплетение, изготовление орнамента, пошив кулончиков, изготовление фигурок из кости)

Формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества, развитие творческих способностей, чувства прекрасного
Общеинтеллектуальное «Любознайка» Занятия по предметам, викторины, олимпиады Обогащение запаса учащихся научными понятиями, формирование мировоззрения, переход от игровой деятельности к учебной
Социальное направление «Моя малая Родина» Беседы, ролевые игры, конкурс рисунков, викторины, библиотечные уроки, спортивные игры Формирование коммуникативной и общекультурной компетенций, развитие эмоциональной сферы

 

  1. Ожидаемые результаты:

- воспитание уважительного отношения к своему селу, школе, краю, чувства гордости, что я – гражданин России;

- воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;

- формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры;

 

7.Педагогическое обеспечение.

 

Рабочая группа Функции Состав
Административно-координационная Координирует деятельность всех участников образовательного процесса, участвующих в реализации ФГОС, вносит коррективы, обеспечивает создание условий для организации внеурочной деятельности, проводит мониторинг В.П. Адуканова, директор

Т.К. Жаксиманова,  зам. директора по УВР

Педагоги школы Изучают документы ФГОС, используют новые и технологии в учебной и воспитательной деятельности, организуют проектную деятельность учащихся, обеспечивают взаимодействие с родителями Педагоги школы
Задействованные педагоги Спортивно - оздоровительное Бросалин А.С., педагог дополнительного образования;                 Шахматова Н.Н., учитель начальных классов
Духовно-нравственное Классные руководители
Общекультурное Г.И. Кизявка, руководитель объединения «Муннукан»
Общеинтеллектуальное Е.Б. Горохова, Н.Н. Шахматова, учителя начальных классов
Социальное Л.К. Инданова, библиотекарь села Анавгай,

С.В.Солодикова,педагог-библиотекарь школы, Е.Б. Горохова, Н.Н. Шахматова, учителя начальных классов

7.1. Внешние связи и партнерство

Общее управление осуществляется административной группой.   В реализации внеурочной деятельности будут привлекаться родители, сельская библиотека, ДДТ, СДК, ЭКЦ «Мэнэдек» и другие социальные партнеры.

  1. Диагностика эффективности организации внеурочной деятельности.

Цель диагностики: выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.

Объекты диагностики:

- эффективность внеурочной деятельности;

- личность ребенка;

- детский коллектив;

- профессиональная позиция педагога.

Способы диагностики:

-анкета для учащихся (начало и конец учебного года)

- анкета для родителей учащихся (конец учебного года)

8.1. Показатели деятельности педагогов по реализации программы внеурочной деятельности:

  1. Результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся (итоги учебного года);
  2. Участие учащихся в выставках, конкурсах, соревнованиях, в том числе вне школы;
  3. Участие родителей в мероприятиях;
  4. Наличие благодарностей, грамот;
  5. Наличие рабочей программы внеурочной деятельности;
  6. Ведение аналитической деятельности своей внеурочной работы с учащимися;
  7. Применение современных технологий;
  8. Удовлетворенность учащихся и их родителей внеурочной деятельностью.

 

  1. Проблемы в реализации программы.

Среди основных факторов, способных повлиять на результаты организации внеурочной деятельности можно выделить следующие:

  1. отсутствие или недостаточное количество в школе необходимых специалистов дополнительного образования;
  2. недостаточно свободных помещений.
  1. Нормативно –правовая основа программы
  2. Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
  3. Федеральный государственный стандарт общего образования (начальное общее образование)
  4. Концепция духовно-нравственного воспитания;
  5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (НОО);
  6. Требования к условиям реализации ООП НОО (гигиенические требования);
  7. Потребности участников образовательного процесса;
  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»;
  9. Приказ МОУ АСОШ от 17.06.2011г. № 17«О введении ФГОС НОО».

 

Заключение

Система внеурочной деятельности является неотъемлемым компонентом образовательного процесса школы. Учитель в рамках самообразования должен ознакомиться с теоретическим обоснованием ФГОС, пройти курсовую подготовку, изучить опыт учителей, работающих по-новому. Должен освоить современные образовательные ИКТ-технологии  и успешно применять их в работе.

Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

«Утверждаю»

Директор _____В.П. Адуканова

«_01_»__09________2015г.

ПЛАН ТРАДИЦИОННЫХ ШКОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

на 2015 – 2016 уч.год

Название мероприятия Время проведения Ответственные
1 «День Знаний» 1 сентября 9 класс (Жаксиманова Т.К.)11 класс (Адуканов Д.Н.)
2 Уборка урожая сентябрь 5 – 11 классы
3 «Кросс Наций» сентябрь Учителя физкультуры (Туравец Н.Н., Шахматова Н.Н.)
4 «День Учителя» октябрь 5 класс (Минина В.М.)
5 Соревнования по футболу октябрь  учитель физкультуры Туравец Н.Н.
6 Кухни народов мира октябрь 6 класс (Черкашина М.Л.)
7 «Веселые старты» ноябрь Учителя физкультуры (Туравец Н.Н., Шахматова Н.Н.)
8 Неделя биологии ноябрь учитель биологии Етылькут Е.В.
9 «Новый год» декабрь 9 класс (Жаксиманова Т.К.)
10 Соревнования по баскетболу декабрь учитель физкультуры Туравец Н.Н.
11 Неделя литературного чтения январь учителя начальных классов
12 «Ученик года – 2015» январь - март учитель математики Тюдешев С.В.
13 «День Защитника Отечества» февраль учитель ОБЖ Грицишин В.К.
14 «Лыжня России» февраль Учителя физкультуры (Туравец Н.Н., Шахматова Н.Н.)
15 «Международный женский день» март 8 класс (Кучеренко Н.М.)
16 «Дети тундры» март Учитель физкультуры (Туравец Н.Н.), учитель родного языка (Тарасова М.Н.)
17 Неделя обществознания март учитель обществознания Адуканов Д.Н.
18 Турнир по самбо памяти Коеркова В.Е. март тренер по самбо Коерков А.В., зам. директора по УВР Жаксиманова Т.К.
19 Соревнования по волейболу и пионерболу апрель Учителя физкультуры (Туравец Н.Н., Шахматова Н.Н.)
20 «День Победы» май 7 класс (Туравец Н.Н.)
21 «День здоровья» май Учителя физкультуры (Туравец Н.Н., Шахматова Н.Н.)
22 «Последний звонок» май 9 класс (Жаксиманова Т.К.), 11 класс (Адуканов Д.Н.)
23 Прощание с начальной школой май 4 класс (Адуканова О.П.)
24 День родного языка май учитель родного языка Тарасова М.Н.

Расписание занятий внеурочной деятельности в начальной школе

2015-2016 уч. год.

Время 1 класс Время 2 класс Время  

3 класс

 

Время  

4 класс

 

ПН 12.50-13.35

 

13.35-14.20

 

 

14.20

 

 

«Любознайка»

Динамическая пауза

 

Полдник, уход детей домой

12.50-13.35

 

13.35-14.20

 

 

14.20

 

14.30-16.00

«Любознайка»

Динамическая пауза

Полдник

Самоподготовка, уход детей домой

13.40-14.30

 

14.30-15.10

 

 

15.10-16.40

Динамическая пауза

Полдник, работа по плану воспитателя

Самоподготовка

12.50-13.40

 

13.40-14.20

 

 

15.00-16.30

Динамическая пауза

Работа по воспитательному плану кл. рук-ля

Самоподготовка

ВТ 13.40-14.20

 

 

14.20-15.10

 Динамическая пауза

Полдник, работа по плану кл. рук-ля, уход детей домой

 

13.40-14.20

 

 

14.20-15.10

 

 

 

 

15.10-16.40

Динамическая пауза

Полдник, работа по воспитательному плану кл. рук-ля

Самоподготовка

12.50-13.40

 

 

13.40-14.20

 

 

 

 

14.30-16.00

 Динамическая пауза

Работа по воспитательному плану воспитателя, полдник

Самоподготовка

13.40-14.20

 

14.20-15.10

 

 

15.10-16.40

Динамическая пауза

Работа по воспитательному плану кл. рук-ля

Самоподготовка

СР

 

12.50-13.35

 

13.35-14.20

 

 

 

14.20

 

«Муннукан»

Динамическая пауза

Полдник, уход детей домой

13.40-14.20

 

14.20-15.10

 

 

15.10-16.40

«Муннукан»

Полдник, динамическая

пауза

Самоподготовка

13.40-14.30

 

 

14.30-15.10

 

 

15.10-16.40

 

 Динамическая

Пауза

Полдник, работа по плану воспитателя

Самоподготовка

13.40-14.20

 

 

14.20-15.10

 

 

15.10-16.40

 

Динамическая

Пауза

Работа по воспитательному плану кл. рук-ля

Самоподготовка

ЧТ 12.50-13.40

 

13.40-14.20

 

14.20

Динамическая пауза

Работа по воспитательному плану кл. рук-ля

Полдник, уход детей домой

13.40-14.20

 

14.20-15.10

 

 

15.10-16.40

Динамическая

пауза

Работа по воспитательному плану кл. рук-ля

Самоподготовка

13.40-14.20

 

14.20-15.10

 

15.10-16.40

«Муннукан»

 

Полдник, динамическая пауза

Самоподготовка

 

13.40-14.20

14.20-15.10

15.10-16.40

Динамическая пауза

 

 

«Муннукан»

Самоподготовка

 

ПТ 12.50-13.40

 

 

13.40-14.20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.20

Динамическая пауза

«Моя малая Родина»:

1 неделя – сельская биб-ка;

2 неделя – работа по воспитательному плану кл. рук-ля;

3 неделя – школ. биб-ка

4 неделя – общешкольное спорт. мероприятие

 

Полдник, уход детей домой

12.50-13.40

 

 

13.40-14.20

 

 

 

 

 

 

 

 

14.20

 

14.30-15.00

Динамическая пауза

«Моя малая Родина»

1 неделя – сельская биб-ка;

2 неделя – работа по воспитательному плану кл. рук-ля;

3 неделя – школ. биб-ка

4 неделя – общешкольное спорт. мероприятие

Полдник

Самоподготовка

12.50-13.40

 

 

13.40-14.20

 

 

 

 

 

 

 

14.30-15.00

Динамическая пауза

 

 «Моя малая Родина»

1 неделя – «Игры народов Севера»

2 неделя – сельская библиотека

3 неделя – работа по плану воспитателя

4 неделя – общешкольное спорт. мероприятие

Самоподготовка

 

12.50-13.40

 

 

13.40-14.20

 

 

 

 

 

 

14.30-15.00

 Динамическая пауза

«Моя малая Родина»

1 неделя – «Игры народов Севера»

2 неделя – сельская библиотека

3 неделя – работа по плану кл. рук-ля;

4 неделя – общешкольное спорт.

Самоподготовка

Перейдите в панель настроек темы и установите виджет социальной сети или напишите статичный текст, например, описание сайта.